Статья №10.2. Проблемы пробок в крупных городах на примере Екатеринбурга. Часть ll. (2015)

Автор: Антон Канаткин

 

Международный и отечественный опыт в решении проблем с автомобильными пробками.

 

 zfon_1261487238_full

При большой урбанизации городов-мегаполисов и переселении людей из сел в город сильно возросла плотность населения. Что в свою очередь привело к большим пробкам, загрязнению воздуха и как следствие уменьшение уровня комфорта. Пробки на прямую связаны с экономическими убытками — это потеря рабочих часов, трата топлива, транспортные аварии и загрязнение воздуха. Что обходится любому государству в круглую сумму.

Пробки на дорогах представляют собой следствие, а не причину. Главная причина возникновения пробок – сами люди. Город является государством в государстве и имеет высокую плотность населения и высокую концентрацию машин. Город — это ограниченное пространство, со стремительным темпом жизни. Транспорт является связующим элементом в городской структуре и играет главную роль в передвижении людей. Поэтому передвижение людей в структуре города, должна осуществляться достаточно быстро, чтобы задавать соответствующий ритм города.

Впервые большая пробка из автомобилей образовалась в штате Вашингтон в 1969 году. Более пятисот тысяч машин выстроились в 32-километровую очередь. Следующая крупная пробка была образованна жителями штата Техас, где объявили серьёзное штормовое предупреждение. Водители стали заложниками 160-километровой пробки. Жители Франции, возвращавшиеся в плохую погоду в город после выходных, попали в дорожный затор, длинной в 175 километров. Но абсолютным мировым рекордом считается самая длинная пробка зафиксирована в Сан-Паулу, её протяжённость составила 309 километров. Китай поставил рекорд по самой длительной пробке, которая началась 14 августа и длилась целых одиннадцать дней.

Международный опыт показывает, что пути решения в борьбе с пробками существуют, и их достаточно много, рассмотрим самые основные:

  1. Нью-Йорк.

Рудольф Джулиани – экс-градоначальник, по прозвищу «Мэр, который укротил Нью-Йорк», сумел сделать улицы города не только безопасными, но и достаточно свободными. Первое: структура города Нью-Йорка, создана по принципу решётки, что позволяет объезжать пробки по параллельным улицам; Второе: разделение движения на местное и транзитное: скоростные транзитные трассы проложены прямо над городом, которые кратчайшим путем выводят автомобили из города. Также был ведён контроль за общественным транспортом и такси. Для них были выделены специальные полосы и увеличено в разы их количество. Развернул компанию по пропаганде общественного транспорта среди представителей среднего класса и состоятельной прослойки. Была ведена плата за въезд на Манхэттен: $8 за легковой транспорт и $21 за грузовой.

  1. Лондон.

Первые ввели плату за въезд в исторический центр. Поездка стала обходиться в 8 фунтов с 07:00 до 18:30 в будние дни. В остальное время въезд бесплатный. За контролем машин, центральную часть города оборудовали видеокамерами – они считывают номер пересекающего границу автомобиля и передают его в центр управления.  До 22:00 этого же дня, водитель должен оплатить въезд, если водитель забудет оплатить въезд, то на следующий день плата составит 50 фунтов. От платы освобождены только автомобили неотложных служб, такси и мотоциклы. 10-процентную скидку получили жители, проживающие в центральной части. Тем самым многим лондонцам стало не по карману ездить каждый день на работу на машине, и они пересели на общественный транспорт. Параллельно было увеличено число автобусов, сеть маршрутов и отвели специальную полосу для общественного центра. Сейчас действует целая система оценки нарушений. Все дорожные преступления делятся на пять групп – по степени жёсткости. Максимальный штраф в самой «лёгкой» первой группе – 200 фунтов, в «тяжкой» пятой – 5 тыс. фунтов.  Автомобилистам могут начисляться штрафные очки. Двенадцать очков за три года – отбирают права на шесть месяцев. Также увеличили плату за паркинг на улице, что составило 4 фунта/час, кроме того запрещено оставлять машину больше чем на два часа.

  1. Сингапур.

Основной принцип Сингапура: меньше машин – меньше пробок. Правительство страны взяло под контроль продажу автомобилей. В начале, желающий обзавестись машиной должен купить специальную десятилетнюю лицензию на вождение: это право, а не права. Лицензию можно купить на специальном аукционе, цена лота доходит иногда до $15-20 тыс. Пошлины в Сингапуре на импорт машин составляют 41%. Государство строго контролирует авторынок. За езду на нерастаможенной машине можно на полгода попасть в тюрьму. И поставка на учёт автовладельцу обойдётся ещё в 140% номинальной стоимости машины. В стране нет коррупции, поэтому откупится не получится. Все трассы страны находятся под видеонаблюдением. Один из секретов успеха – «умные дороги>>. Все такси оснащены транспондерами – приборами, фиксирующие скорость и местонахождение машины. Камеры есть на каждом автобусе и любом светофоре. На платные шоссе нет очередей, каждый автомобиль оборудован специальном приборе, в который вставляется кэш-карта. При въезде на трассу с нее списывается стоимость пользования дорогой – на въезде висит считывающее устройство. Простые жители Сингапура лишены возможности иметь автомобиль. Но им предоставлено право быстро и комфортно передвигаться по стране, ведь в городе около 25 тыс. такси. Поездка в которых не стоит больше $10.

829765369_a2a4cce9a9_o_1265034600_full

Рис. 1

 

  1. Токио.

Здесь в первые в мире появилось скоростное шоссе. Скоростные трассы и развязки разместили прямо над городом, на высоте 20-30 метров. Что помогло быстро добираться из одного удалённого района в другой, минуя центр города. Кое-где трассы лежат в пять слоёв. Как и в Сингапуре, вся система управления движением и сбора платежей в Токио автоматизирована.  У японцев есть несколько дорожных правил: 1) Педантичное соблюдение правил и вера в непогрешимость закона. 2) Если ехать с той скоростью, которая указана на знаках, то пробок не будет 3) Будем ехать медленно, но непрерывно. Все эти правила говорят о проблеме доверия и культуры поведения. Японцы также сплачиваются семьями и соседями, и покупают один автомобиль на несколько семей. Помимо покупки автомобиля и прохождения многочисленных операций, хозяин машины должен иметь обязательно место-парковку возле своего дома. Иначе его завалят крупными штрафами. В центральной части города построено множество многоуровневыми парковок на 800 тыс. машиномест (рис. 1). В Токио достаточно сильно развит велосипедный транспорт, для них созданы специальные полосы и парковки.

  1. Джакарта.

Департамент транспорта ввели жесткие меры для борьбы с пробками: мотоциклам и машинам водители которых нарушили правила парковки спускают колёса. На международной выставке в 2013 году, прошедшей в Джакарте в сентябре, все производители представили свои новые модели с маленьким расходом топлива стоимостью около 275 тыс. рублей, на наши деньги.  Необходимость в экоавтомобилях также обсуждается, экономический расход топлива и небольшие габариты делают их эффективным средством в борьбе с глобальным потеплением. Это вполне доступно для многих жителей больших городов. В Джакарте налоговые послабления введены для тех, кто приобретает такой автомобиль.

  1. Сан-Паулу.

Для решения транспортных проблем играет ограничение движения в часы пик по номерам авто. Утренние часы пик – с 7:00 до 10:00, вечерние – 17:00 до 20:00. В первый день недели в эти часы запрещено выезжать автомобилям с номерами, заканчивающимися на 1 и 2, во вторник – на 3 и 4, и так далее до пятницы. Ограничений нет в выходные дни. Штраф составляет около $50. В Бразилии действует балльная система и потеряв права, водители останутся без прав на некоторое время и будут заново сдавать на права. Богачи Сан-Паулу облетают проблему пробок на вертолётах, превратив мегаполис в вертолётную столицу мира. Стоимость составляет около $1 300/час. Теперь в Сан-Паулу есть 200 вертолётных площадок, задействовано 700 вертолётов, которые совершают до 2 тысяч полётов каждый день. Даже открыли специальные курсы для обучения пилотов.

Атобус-тоннель

Рис. 2

 

  1. Пекин.

В Китае предложили создать «трёхмерный скоростной общественный транспорт», также известный как автобус-тоннель «3D Micro Express» (рис. 2). Суть заключается в том, что линию общественного транспорта пускают поверх потока машин, что представляет собой более дешёвую альтернативу двухуровневым автомобильным дорогам. Пассажиры путешествуют на верхнем уровне, который представляет собой вагон, а в нижней части открытый. При помощи рельсов осуществляется сцепление с дорогой. Автобус-тоннель сможет пропускать по первому уровню машины высотой до двух метров. Питания осуществляется электричеством за счёт солнечной энергии.

  1. Москва.

Интенсивно воплощается в жизнь анти-пробочный план города. В Москве уже строят большие кольцевые развязки, расширяют метро в новые районы города. Выделены отдельные полосы для общественного транспорта. Большегрузному транспорту запретили въезжать в центральную часть города в дневное время. Москва собирает опыт многих мегаполисов мира и планирует запустить в действие самые эффективные меры у себя. С градостроительной точки зрения Москва имеет радиально-кольцевую систему, что усложняет транспортную систему. По сравнению с решётчатой системой, которая используется в Америке. Хотя развитие транспортно-пропускной системы дорог, приведёт к увеличению количества автомобилей, что не способствует решению проблемы. Будем надеется, что и в нашей столице когда-нибудь появятся свободные дороги.

В третьей статье мы рассмотрим футуристические методы и современные пути решения пробок применительно к городу Екатеринбургу.

 

Источники:

 

  1. Н.Б. Лобанов «Логистика как инструмент решения проблем пробок в мегаполисе», — Журнал «Транспорт Российской Федерации» №1 (32) 2011.
  2. Документальный фильм «Пробка в голове» — ДИП «Первый канал», 2013 г.
  3. http://rating-avto.ru/raznoe/samyie-bolshie-probki.html
  4. http://nv.ua/publications/bogachi-san-paulu-reshili-problemu-mnogokilometrovyh-probok-peresev-na-vertolety-67322.html
  5. http://ria.ru/world/20101202/303209802.html

http://www.rb.ru/inform/143197.html