Статья №10.3. Проблемы пробок в крупных городах на примере Екатеринбурга. Часть III. (2016)

Автор: А. С. Канаткин

Современные методы и приёмы решения проблем автомобильных пробок.

 

       В данной статье мы рассмотрим футуристические методы и проекты, применительно для крупных городов, которые помогут избежать автомобильных заторов в будущем.

      Один из подобных проектов в городе Екатеринбурге – это смеха екатеринбургского метро (рис. 1). Схема стратегического плана метрополитена в Екатеринбурге была рассчитана на срок к 2523 году, на совещании у Главы города. Нет это не опечатка и не шутка. Дело в том, что сама схема рассчитана для города нашего времени, но каким город станет через 500 лет, совершено не возможно предсказать. За такой длительный период может исчезнуть и построится абсолютно новый город. Получается, что темпы строительства метрополитена в Екатеринбурге отстают от самой структуры развития города на половину тысячелетия.

Рис.1. Схема метрополитена будущего, в Екатеринбурге

      Китай за десять лет (2003 -2013 гг.) увеличил количество линий метрополитена Пекина с трёх, до семнадцати. В 2010 году преодолели рубеж в 300 км, а к 2013 году длина линии метрополитена в Пекине составила 456 км. Так и хочется повторить крылатую фразу, нашим восточным соседям: «Верной дорогой идёте, товарищи!»

      Другой футуристический проект – канатная дорога (Рис. 2)

Рис. 2. Пример канатной дороги.

      На сегодняшний день, канатные дороги есть только в южных районах России и на курортах. Несколько лет назад изобретатели из Москвы, Екатеринбурга и Новочеркасска создали проект «канатки» и для уральского региона. Перемещается канатное метро на высоте нескольких метрах по тросам, и состоит из приводной, натяжной и промежуточной станции-остановок и опор. Пробки будут не страшны, кто едет на данном виде транспорте, скорость передвижения пассажиров составляет – 50-60 км/ч. В кабину помещается до 30 человек, что позволяет перевозить до 6 тыс. человек ежедневно. Преимущества канатной дороги: экологичность, безопасность, занимает минимум наземных площадей, не пересекает транспортные и людские потоки. Правительство уральской столицы также рассматривает проекты скоростных трамваев и монорельсов.

       Далее предлагаю спуститься с канатной дороги обратно на землю. Что вы думаете влияет на появление пробок на дорогах? Кто-то возможно решит, что узкие дороги, одна из причин пробок – это не совсем верно. По данным исследования Университета Торонто и Университета Пенсильвании, между 1980 и 2000 годами, трафик автомобилей увеличился параллельно увеличению пропускной способностью автодорог, за счёт расширения существующих магистралей и строительства новых трасс. С увеличением пропускной способности автодорог и альтернативных новых автомагистралей, растёт статистика продаж новых автомобилей, что приводит к естественному приросту автотранспорта в регионе. Из этого следует, что люди начинают покупать больше машин, увидев, что дороги стали более свободными за счёт модернизации дорожной сети, рассчитывая, что они будут ездить по дорогам без пробок.

      В большинстве случаев пробки создают сами водители из-за своих неправильных действий на дорогах. Например, если водитель едет слишком медленно по скоростным полосам, то это тормозит весь дорожный поток. При перестроении нарушают правила дорожного движения те, кто, перестраиваясь на другую полосу, не включает сигнал поворота. Данное действие заставляет других водителей резкой притормаживать, вызывая цепную реакцию снижения скоростного трафика на дороге.

      Рассмотрим пример из курса биологии: скорость движения саранчи в поле гораздо выше скорости автомобиля в городе (Рис. 3).

Рис. 3. Стая саранчи

       При нескольких миллионов особей, передвигаясь, они никогда не сталкиваются. Почему саранча с её крохотным мозгом способна понять, что «правила передвижения» нарушать нельзя, а венец эволюции нет? Основные психологические характеристики водителя в мегаполисах — это агрессия, паника, хаотические движения, желания не пропустить другого, стремление ускорить процесс движения, чтобы побыстрее добраться до назначенного места. Все эти факторы являются началом образования заторов и затруднительного движения на дорогах.

      Исходя из подобных примеров можно сделать вывод, что если машины будут управляться автопилотами, подключенных к общей системе управления, то на дороге станет в 4 раза меньше машин, чем сейчас (Рис. 4).

Рис. 4. Автомобиль с автономным вождением

       Соответственно будут полностью отсутствовать автомобильные аварии. Потому что робот не обладает тем чего у нас в избытке – стремлением. Здесь возникает вопрос с чисто психологической точки зрения: кто-то может возразить и сказать, что теряется момент контроля, свободы управления и т.д. Но когда мы пользуемся услугами такси, мы ведь не думает о том, что не управляем ситуацией, а спокойно движемся к своей цели. Правильное планирование своего времени и чёткое выполнение своих задач, один из главных залогов успеха и в этом нам могут помочь автомобили, под управлением роботов.

      Если проявлять педантичность на дорогах, тогда многие проблемы на дорогах решаются автоматически. Например, проблема доверия и культуры поведения.

     Южнокорейские градостроители проводят эксперименты над созданием единой общегородской сети, в которую будут увязаны все здания и сооружения. Смысл заключается в том, чтобы все городские системы были под контролем, от дорожной сети до качества воздуха и воды в водопроводе. Система будет оберегать жителей от неприятностей и максимально облегчать им жизнь. Одна из таких вычислительных систем анализирует пробки на дорогах, направляет транспорт по оптимальному маршруту и командует светофорами. В южнокорейском городе Сонгдо такая работающая модель уже реализована, как и реализована система паркингов, которые на 95% спрятаны под землёй. Города-мегаполисы уже перерастают самих себя, поэтому для их управления требуются принципиально новые решения.

      Четверть пекинского смога образуется за счёт транспортных выхлопов. Каждый житель китайской столицы курильщик, потому что просто жить в Пекине – одно и то же, что курить. В будущем двигателя внутреннего сгорания уйдут на утилизацию, на их место придут более совершенные и чистые виды транспорта. В городе Масдар в ОАЭ, все автомашины с двигателя внутреннего сгорания вовсе изгнаны. В некоторых городах осуществляется доставка малых грузов квадрокоптерами (небольшими летательными аппаратами на управлении (рис. 5).

Рис. 5. Квадрокопер

      Необычный случай произошёл и в нашей стране в городе Сыктывкаре. Одного бизнесмена оштрафовали за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии. Он занимался доставкой пиццы по воздуху на роботах-курьерах. Приятно, когда новые технологии внедряются именно в России, печально, что не все в правительственных органах этому рады.

      Вертикальная ферма – ещё один проект способный сократить количество грузового транспорта в больших городах. Прелесть такого метода в том, что на узком участке земли концентрируется огромный агропромышленный комплекс. В восточноазиатских странах предметно занимаются вертикальным фармингом, по причине высокой плотности застройки. Разработанные образцы и архитектурные проекты есть и в других странах, в том числе и у нас (рис.6).

Рис. 6. Проект вертикальной фермы

      Суть проекта – в многоярусных гидропонных и аэропонных фермах, расположенных внутри сооружения. Важность момента – эффективное хозяйство, расположенное прямо в черте города и не зависящее от погодных условий.

       В полусотни километров от Токио, располагается город Фудзисава (Рис. 7) – город будущего, рассчитанный на сотню семей.

Рис. 7. город Фудзисава

      Изюминка города в том, что в нём применены множество инновационных технологий: кровли домов покрыты солнечными панелями, город пронизан сенсорными датчиками и камерами, каждый дом оснащён системой «умный дом». В области транспорта и безопасности здесь используются новые технологии. В Фудзисаве считается нормой не использовать личный автомобиль, а брать на прокат электромобиль или электровелосипед. К 2018-му году мы сможем наблюдать за жизнью экологически чистого и энергосберегающего поселения.

      Сегодня во всю уже разрабатываются и внедряются в жизнь транспортные технологии, которые полностью способны изменять облик современных городов – это электромобили, летающие автомобили, дороги с установленными в них солнечными батареями, самодвижущие пешеходные дорожки и многое другое.

      Подведём итог. Наша страна имеет много драгоценных ресурсов и главный ресурс – это люди, живущие в нашей стране. Мы можем жить хорошо, ведь для этого у нас есть всё необходимое. Все перечисленные инновационные проекты могут внедрится в жизнь уже сегодня, для других потребуется чуть-чуть больше времени, но главное, что всё это реально. Реально жить в экологически чистом и безопасном городе, передвигаться по городу не думая о пробках, не тратя нервов, жить в комфорте и удовольствии. Большие перемены уже рядом и эти перемены в итоге будут неизбежны, потому что пришло время вступить в будущее.

 

 

Источники информации:

  1. http://urfo.org/ekb/376588.html
  2. http://periskop.livejournal.com/1092498.html
  3. http://www.1gai.ru/autonews/512941-stroitelstvo-bolshih-dorog-sposobstvuet-uvelicheniyu-trafika-i-probok.html
  4. https://games.mail.ru/pc/articles/feat/sijajuschij_grad/
  5. http://www.the-village.ru/village/city/transport/105835-future#sun
  6. Документальный фильм: «Пробка в голове» — ДИП «Первый канал», 2013 г.