Статья №9. Единство архитектуры в рамках человеческого Бытия. (2013)

Руководители: В. П. Гоч, Н. А. Соловьева, Н. А. Перминова

Автор: А.С. Канаткин

 

 

    Архитектура, как вид деятельности человека занимается организацией пространства. При помощи архитектуры мы строим дома, парки, скверы, здания, заводы и города.

  Некоторые называют архитектуру «застывшей музыкой», это действительно так, у нее, как и в музыке, есть ритм, динамика и цельность.  В современном мире существует такое направление музыки как Hard Rock, которое негативно влияет на человека. В свою очередь существует и классическая музыка, которая благоприятно влияет на все живое и несет в себе особую тайну.

   Человек существует, как отдельная творческая единица, имеет свободу воли, и только он вправе выбирать, куда направить свой потенциал – на поддержку и развитие Жизни или на ее угасание.

   Одной из целей архитектуры – является служение обществу. В Новое Время архитектура должна еще и развивать все Мироздания, способствовать развитию Жизни. Ей необходимо вернуть целостность и единство с Миром (Рис. 1).

   Как отмечал в своих трудах римский архитектор Марк Витрувий (l век до н.э.): «Архитектура триедина: она извечно сочетает в себе логику ученого, ремесло мастера и вдохновение художника». В дальнейшем была создана формула (1).

                  Архитектура = Польза + Прочность + Красота                              (1)

    Из формулы следует, что целостность архитектуры зависит от трех принципов (Рис. 2), которые подробно будут рассмотрены ниже.

            Для начала разберем каждую из этих звеньев по отдельности.

Красота (Рис 3) – создается в самом начале проектирования, делиться на поиск наиболее благоприятных эстетических характеристик – это цветовые решения и фактуры материалов (Рис 4). Пропорции в архитектуре – это соразмерность элементов, система отношений частей сооружения между собой и с целым, придающие произведению архитектуры гармоничную целостность и художественную завершенность[1] – является второй ветвью красоты (Рис 5). Для гармоничных пропорций лучше всего подходит принцип «золотого сечения» в сочетании с масштабностью.  За всю внешнюю гармонию отвечает красота.

Польза состоит из функции и социума (Рис. 6).  Если взять архитектуру, то она влияет на социум в целом, на все человечество как национальность, государство и религия. Архитектура – это ментальность человечества, запечатленное в форму пространства. Социум подразделяется на «нужность» и «значимость» (Рис. 7).

      Пример:  нужно ли строить парк в центральной части города, если для этого есть все необходимые условия? – Нужно! Он будет обладать большой значимостью для жителей города, тем самым принесет пользу обществу.

     Вторая ветвь пользы – функция (Рис. 8). Функция делится на «удобство» и «необходимость».  Продолжим пример с парком. Насколько удобен будет парк в центре города? Сможет ли он решить проблему урбанизации города? Есть в этом необходимость или нет? На все эти вопросы мы подходим с точки зрения функции.

Прочность –  это конструкции и материалы (Рис. 9). Когда в архитектуре, например, появляются дополнительные конструкции, обладающие определенным весом, архитектором должно быть предусмотрено, что несущая стена, пол  или потолок выдержат ее.  Понадобятся ли дополнительные усиления конструкций или нет, все зависит от типа материала. Конструкции отвечают за безопасность и устойчивость (Рис. 10). Материалы мы подбираем исходя из характеристик — долговечность и экологичность (Рис. 11).

      В таком случае архитектура будет влиять на ячейку определенного общества — это может быть семья, предприятие, группа людей, город или государство в целом.

     Рассмотрим звенья соседних веток и их взаимодействия. Пропорция и социум зависят и дополняют друг друга (Рис 12). К примеру,  в семье есть кто-то самый высокий, предположим — Папа,  в таком случае необходимо предусмотреть пропорции дивана и/или кровати, соответствующие как минимум росту Папе.

    Функция в свою очередь соотносится с конструкцией (Рис 13).  Любая мебель, перегородки, светильники и т.п. в доме, должны быть наиболее функциональны, удобные в обращении. Чтобы можно было легко передвинуть диван и/или открыть шкаф и не ударится или вовсе не сломать его. Конструкции мебели должны быть удобными.

    Далее можно заметить, что эстетика, как качество красоты, взаимодействует с материалами из конструкций  (Рис. 14).  Эстетика будет зависеть от выбранного материала (цвета, фактуры), а так же от его конструктивных свойств (долговечность, экологичность).

    Структура, представленная в данной схеме, является саморазвивающейся, имеет большие границы возможностей, показывает целостность архитектуры. Соблюдение всех звеньев системы в итоговом варианте дает Норму (Рис. 15). Норма, как творческий результат, способ, несущий положительное воздействие на все живое. Следовательно, норма переходит в гармонию (Рис. 16) и обретает степень совершенства (Рис. 17) – это показано синими стрелками. Все будет зависеть от потенциала архитектора, который эту архитектуру создает.

     Есть вероятность и множество примеров в современном обществе, «ненормальной архитектуры». Как ее определить? Предположим, что в нашей структуре не учли звено «Нужность» с ветки пользы (Рис. 18).

    В жизни это может быть проявлено следующим образом: строиться новый жилой дом, а свободу соседних домом не учли. Возводят данный дом на территории парка или вместо детской площадки, впритык существующей застройки, т.е. раньше в окнах был прекрасный пейзаж и вид на город, а теперь – окна нового дома. Данный пример показывает, что здесь не соблюдена «нужность» социума, следовательно, архитектура становится бесполезной.  Когда не учитывается звено «нужность» (рис 19), разрушается ветка «социум» (Рис. 20) и «значимость», далее следует разрушение звена «польза» и других соседних веток (рис 21-22). От данной цепочки событий страдает сама архитектура  и становиться не нужно и «ненормальной» (Рис. 23).

    Вывод: если не учитывается хотя бы одно звено в структуре, от этого начинает страдать архитектура и соответственно люди, которые в этой архитектуре живут или находятся.

   Теперь применим для проверки данной структуры многомерную логику. «Многомерная логика позволяет рассмотреть все взаимодействия элементов, их взаимовложенность, а также их субстациональность как отображение в Изначальном, историю и развитие»[4]. Берем звенья с разных веточек, сочетаем между собой и смотрим их смысловое значение.

Пример 1 (Рис. 24).

Звенья:

Золотое сечение, архитектура, функция, устойчивость.

Смысловое значение:

  • Золотое сечение в архитектуре – это функциональная устойчивость;
  • Функция золотого сечения в устойчивости архитектуры;
  • Архитектурная функция – устойчивость золотого сечения.

Пример 2 (Рис. 25).

Звенья:

Социум, красота, безопасность, экологичность.

Смысловое значение:

  • Красота социума в экологической безопасности;
  • Безопасность красоты в экологичности социума;
  • Социальная безопасность в красоте экологии.

Пример 3 (Рис. 26).

Звенья:

Удобство, конструкция, пропорция, цвет.

Смысловое значение:

  • Удобство конструкции в пропорции цвета;
  • Цвет и конструкция – удобство и пропорциональность;
  • Конструкция удобства в цветовой пропорции.

 

    Рассмотрим еще один момент. Если взять для примера одну из веточек структуры, и продолжим ее развитие до конечного звена, то мы тем самым выйдем на источник, отвечающим за данное направление. Возьмем веточку «Прочность – конструкция – устойчивость» …идя по этому направлению, мы сможем прийти к науке — физики. Получиться: «Прочность – конструкция – устойчивость — …  — физика» (Рис. 27). Продолжив развитие по другим веткам – мы выйдем на такие науки как: математика, химия, биология, география, политология, эргономика, история, философия, психология, медицина и т.д., а так же на виды искусства: скульптура, живопись, музыка, прикладное искусство и т.д.

    Общий вывод: архитектура объединяет все виды искусства и науки в одно целое, она создает условия для них, организует окружающее пространство, в котором есть возможность раскрыть свой творческий потенциал.

   Архитектура как искусство зависит от развития техники, строительных материалов, уровня жизни и определенных климатических условий, еще она играет роль своеобразного «воспитателя» для  человека. Настраивает его на высокие или на низкие чувства,  дает  либо отбирает надежду на завтрашний день. Все зависит от архитектора, который эту архитектуру создает.

 Литература:

  1. Архитектурные пропорции, вып. 1—4, М., 1936
  2. В. П. Гоч. Путь за Тантру. Серия «Философия высшего творчества». В 4-х книгах, кн. 1. – Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1997 г. – 480с.
  3. В. П. Гоч, И. Е. Акимов, Н. А. Соловьева.  Действие Единых технологий на вещество. – Тюмень: Издательство «Истина», 2010. – 104с.
  4. В. П. Гоч, В. Л. Кулинченко. «Теория и методология Со-Творчества». – К., Сфера, 2007. – 114 с.
  5. В. П. Гоч, А. Г. Шеншаков.  Метафизические аспекты ментальности. – Москва: Издательство «Эльиньо», 2009. – 233с.
  6. Витрувий.  Десять книг об архитектуре. – перевод  Г. С. Лебедевой. 2006г.