Статья №6. Архитектура в новом понимании монументальности. (2012)

А. С. Канаткин

(г.Екатеринбург)

 

          Одна из вечных проблем зодчества – проблема соотношения статического и динамического, устойчивости и движения в развитии формы. В разрешении этой проблемы кроется то качество архитектуры, которое называют монументальностью, то есть та фиксированная остановка скрытого движения ритмов, их подчинение устойчивой симметрии целого.

        Качества монументальности обеспечиваются определенными формальными средствами: укрупненностью форм, симметрией, пропорциональностью, ритмичностью, тектоничностью. Эти качества наилучшим образом сочетаются в архитектуре. Поэтому закономерно, что архитектура, как правило, монументальна.

    Монумент — произведение искусства, созданное для увековечения памяти о каком-либо важном историческом событии и поэтому рассчитанное на длительное время. Отсюда второе значение слова — особенно прочный, долговечный. Многообразие значений латинского слова «monere» указывает на емкость этого понятия в античности. «Монументами» древние римляне называли исторические документы, воспоминания, эпиграфику, надгробия, стелы, колонны, пилоны, поставленные в память какого-либо события[1].

  В древних греческих и римских храмах, например, устанавливалась прямая соотнесенность между архитектурными и космическими моделями и подчеркивалась идея духовного восхождения. В основе сложной геометрической символики храма лежит вертикальный вектор.  Он так же соотносится с вертикальным принципом дерева, горы. В нем присутствовует космическая и теологическая символика.

       Храм – символ духовных устремлений и достижений. Храм выступает как земная проекция моделей космоса: несколько небес, покоящихся на опорах (пилоны, колонны), связывают землю с «первичными водами». Образ храма является рефлексией по поводу Вселенной как едино целого.

           Архитектура основана на символическом понимании пространства и является элементом Духовного Мира. Важную роль в архитектуре играет геометрическая символика космоса: все круглые формы выражают идею неба, квадрат – это земля, треугольник символизирует взаимодействие между землей и небом.

          В буддизме, исламе и христианских храмах на куполах изображаются звезды и ангелы. Дверь в храмах изображает барьер, через который могут пройти только Посвященные, являясь также переходом на другой уровень существования. Окно – это способ нашего восприятия мира. Через окна мы видим небо и через них проникает внутрь храма свет. Крыша – милосердие, колонны догматы веры, своды – пути спасения, шпиль Божий перст, указующий конечную цель человечества. Архитектурная вертикаль – шпиль, башня, колокольня – обладает уникальным свойством концентрировать внимание на себе, придавать статическую уравновешенность и спокойствие окружающим ее строениям и пейзажу.

              В мусульманской мечети идея согласовывается с природными ритмами. Священная архитектура ислама изображает Божественное присутствие, она является центром, эманирующим свет и влияние на все сферы активности человека.

          Иудейский храм является прообразом скинии – святилища, Святого Святых, свидетельства, данного Моисею Богом. Скиния понимается, прежде всего, как дом, как храм Господень. Многие традиционные учения предлагают идею человеческого тела как храма, созданного Богом для духа. В нем восстанавливается теоморфный принцип человека. Через сакральную геометрию в мир человека вводятся космические измерения, и происходит апелляция к предвечному в нем и сакрализация земли.

        Символика храмом всех религий обладает глубоким смыслом в монументальности и производит впечатление своей величиной и мощью. Это достигается когда грандиозность абсолютных размеров целого умело подчеркнута мелко расчлененными, соразмерными человеку деталями. Прием придания монументальности архитектурной композиции – включение в нее доминирующей вертикали, которая берет на себя роль своеобразного статического центрах[2].

            Чтобы создавать новую монументальность, архитектору необходимо создавать проекты исходя, из требований Нового Времени и вступить в Со-Творчество. Рассмотрим один из таких подходов в архитектурном проектировании.

            На открытом конкурсе по созданию эскизного проекта монумента, посвященного народам Российской Федерации, живущим и работающим  на территории  города Новый Уренгой, мы создали монументальный символ города (рис 1). Памятный знак  представлен в образе птицы несущей звезду,  на подоснове стоят постаменты великих деятелей города: политиков, бизнесменов, ученых, спортсменов, которые стали его опорой и надеждой. В основу знака вложены Новые Руны, автором которых является профессор В. П. Гоч. Своей симметричностью Руны придали проекту устойчивость и равновесие, таким образом, они будут благоприятно влиять на окружающее пространство города и его жителей, а именно – помогут раскрыть силу города для его будущего развития.

            По результатам конкурса мы заняли второе место. Каждый зритель видел и чувствовал что-то свое, взаимодействуя с Новыми Рунами через проект и это понятно потому что «…Руны заключают в себе символические значения, далеко выходящие за рамки представлений материалистической теории информации. Применяемые в настоящее время Руны оперируют на глубоком символическом уровне, на уровне архетипов глубинной реальности, которая является активным началом, в жизни каждого из нас, вне зависимости от того, насколько мы с этим согласны»[3]. Многим жителям Нового Уренгоя наша работа оставила теплые ощущения, а некоторые даже почувствовали большую мощь проекта, исходящую от  Новых Рун.

 

Список литературы:

 

  1. В.Г. Власов. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Спб.: Азбука-классика, 2004-2009.
  2. А. Э. Гутнов. Мир архитектуры — Москва: Молодая гвардия, 1985 — с.352
  3. Пенник Найджел. Магические алфавиты. – Киев, 1996г.

80

рис 1.